О болезни еще раз.

Яндекс.Метрика

NewImage

О болезни еще раз.

Тему болезни мы затрагивали уже ни один раз. Выше мы старались рассмотреть ее с разных позиций и понять, какие факторы формируют болезнь. В данном разделе мы постараемся еще один раз взглянуть на эту проблему, добавив некоторые известные факты и подведя итог. В конечном счете, постараемся сформулировать обобщенную модель болезни.

Итак, что мы уже узнали.

Болезнь, чаще всего представляет собой некий динамический патологический процесс, существующий в той или иной степени всю нашу жизнь.

Болезнь с позиций системной медицины у человека одна, только в разные периоды она проявляет себя различным образом.

Обычно, под болезнью мы понимаем не весь динамический процесс, а некоторые эпизодические сильные его проявления, которые начинают нас беспокоить. («Болезни — это станции на дороге под названием жизнь»).

Все болезни, так или иначе, связаны со сбоями в управляющей системе организма человека. Данная система многоуровневая.

Болезнь существует на всех уровнях управляющей системы. Верхние (поверхностные) уровни доступны нам для наблюдения и лечебного (терапевтического) воздействия. Нижние (глубинные) уровни нам не доступны, мы не можем их наблюдать и что-либо там изменять.

Развитие болезни на нижних уровнях происходит незаметно, и мы узнаем о ней, когда болезнь развилась и начала захватывать  верхние уровни.

Существуют физиологические циклы, в разных фазах которых болезнь самостоятельно без дополнительных причин начинает активизироваться или затухать на некоторое время.

Превышение нагрузки на организм расходует его ресурсы и, начиная с некоторого предела, может привести к развитию болезни.

Болезнь всегда в этой или иной степени связана с ассоциацией определенных микроорганизмов.

Внешние факторы могут усиливать болезненные симптомы и помогать развитию болезни.

Все перечисленные моменты могут вызвать массу разных вопросов и у специалистов, и у обычных людей. Представление о болезни, которое сегодня формируется у нас с детства, несколько отличается от изложенного материала. К сожалению, объем книги и задачи, поставленные при ее написании, не позволяют более подробно ответить на все вопросы, которые можно предвидеть. Попытаемся ответить хотя бы на некоторые.

Обычное объяснение болезни сводится почти всегда к некому факту инфицирования, вследствие чего она и начинается. Мы говорим «почти», потому, что остается еще группа заболеваний, являющихся  результатом экстремальных воздействий – температура, нервный стресс, физическое воздействие (в том числе и травмы), и т.д..

Давайте постараемся разобраться в роли инфицирования в появлении и развитии заболевания.

То, что факт инфицирования является обязательным для начала развития ряда заболеваний, не вызывает никаких сомнений. Это видно, в частности, на примере гриппа. Грипп не может появиться «ниоткуда». Об этом мы знаем, наблюдая жизнь замкнутых, изолированных коллективов — на изолированных островах, полярных станциях, судах в открытом море и т.п.

Но мы также знаем, что в группе одновременно инфицированных людей заболевают они не одновременно. Это может подтвердить (вспомнить) практически каждый человек, когда члены одной семьи начинают болеть тем же гриппом с интервалом в несколько дней или даже недель. Понятно, что в первую очередь заболевают ослабленные люди. А как же более здоровые?  Сразу же они не заболели, почему тогда заболели потом?

Можно, конечно, найти разные объяснения. Например, что в начале, он был более здоровым, потом из-за разных обстоятельств состояние его ухудшилось, и он заболел.

Такое объяснение иногда возможно, но далеко не всегда.

Есть другое объяснение, связанное с циклической активностью нашего организма, которую мы рассматривали. Более того, многолетние наблюдения авторов во время обычных сезонных эпидемий показывают, что люди начинают болеть в периоды, актуальные по их индивидуальным циклам.

Интересные подтверждения такому объяснению можно найти у известного всем врачам ученого – физиолога Сперанского А.Д. Вот что он пишет в своей монографии (А.Д. Сперанский  «Элементы построения медицины» Издательство ВИЭМ, 1935 г..)

 

«… Изменения органов при инфекционных процессах продолжают считать результатом контакта их со специфическим раздражителем, а также свидетельством взаимной борьбы двух начал (под вторым началом Сперанский понимает нервную систему или управляющую систему в нашем понимании – наш комментарий). Мы неоднократно видели, что такое представление далеко не всегда оправдывается на деле. Сила одного из этих начал микроба значительно слабее, чем принято думать, зато другой сам способен приносить вред своим тканям и органам в гораздо большей степени, чем это делает микроб».

И далее.

 

«…Инфекционный или токсический очаг, равно как те или иные раздражения физического характера, вызывают изменения в организме и на месте приложения и вдали от него. Эти изменения могут пройти бесследно, но не всегда, в случаях, когда в процесс вовлекается нервная система. И судьба первичного очага и генерализация процесса перестают зависеть только от местных причин. Появляется новая добавочная причина, перед которой легко тушуется и наконец теряет значение причина первоначальная.

Особенно резко сказывается это на процессах инфекционного происхождения, где непосредственный раздражитель может быть уничтожен и нейтрализован рядом специфических и неспецифических реакций. Если же микробы хронически, часто в течение лет присутствуют в болезненно измененных тканях, то это, как мы видели, далеко еще не является доказательством неспособности организма справиться с данным микробом. Наоборот, микроб нейтрализован, сам по себе он больше не раздражает ткани и именно по этому физическое уничтожение делается невозможным. В то же самое время оно и бесполезно, так как уничтожение микроба, переставшего быть причиной болезни, не устранит последнюю».          

Пользуясь введенным понятием, управляющая система организма человека, можно сказать, что результаты исследований Сперанского подтверждают ее первостепенную роль и в фактах инфицирования (заражения) организма человека.

То есть болезнь провоцируется микробом, но начало ее зависит от состояния управляющей системы.

Можно сказать, что болезнь является результатом сложения нескольких факторов, внешнего воздействия (инфекционное, химическое, физическое, эмоциональное и прочие воздействия), и готовности организма к восприятию этого воздействия.

Готовность организма, исходя из изложенного выше материала, складывается из конституции человека (конституциональной расположенности к данному заболеванию), хронической болезни, существующей на данный момент, и фазы основных физиологических циклов.

Если сила внешнего негативного воздействия превышает некий пороговый уровень, то болезнь начинает свое разрушительное действие.

Следующий вопрос, который мы можем предвидеть от предвзятого читателя, заключается в том, сколько болезней может быть у одного человека одновременно. Мы уже говорили, что с позиций системной медицины у человека существует только одна болезнь. Это так, поскольку под болезнью мы понимаем  патологический процесс. А он у конкретного человека единый, т.е. один.

Если же под болезнью понимать набор местных проявлений (отит, ларингит, цистит, вывих и т.д.), то тогда может возникнуть такой вопрос: «У человека была некоторая болезнь, он заразился гриппом и заболел. Это по-прежнему одна, или уже две, три и т.д. болезни».

Да, у него была болезнь (патологический процесс). Эта болезнь «живет» своей жизнью. Она «не стоит на месте». В процессе появления внешних неблагоприятных для организма факторов она развивается. Заражение вирусом гриппа также способствует ее развитию и переводу на следующий этап развития. Но патологический процесс у конкретного человека будет один.

Другое дело, что для разных людей заражение одним вирусом будет на некоторое время вызывать однотипные симптомы. Хотя хронические болезни у них разные. Но эти однотипные симптомы будут существовать короткое время и кроме них у каждого будет много других, характерных именно для него симптомов.

Интересны в этом отношении опыты Сперанского, суть которых заключалась в нанесении экспериментальным животным различных внешних  сильных раздражений – химических, физических, эмоциональных.

 

«…..Не имеет значения факт отложения частиц тяжелых металлов и в хронических воспалительных очагах при хронических же отравлениях (ртуть, свинец). Любопытно, что эти места постоянны. Отсюда и черпается главное доказательство в пользу теории «тропизма». Но, как уже было показано, постоянство топографии и делает подозрительным все толкование. В наших опытах мы видели, что стеклянный шарик, положенный на турецкое седло (область головного мозга – наш комментарий), «выбирает» для местных очагов на периферии именно те самые места, что свинец или сулема. Не вправе ли мы теперь думать, что места эти подготовлены другим процессом и что происхождение их связано с непосредственным раздражителем лишь исторически?»

 

Важные высказывания по теме данного раздела мы можем найти у ранее нами упоминавшегося Кэрролла Данхэма. Вот некоторые из них.

 

«Эта жизненная сила (управляющая система в нашем изложении  –комментарий авторов),

никак не может быть определена при физикальном обследовании ….  Поэтому все те, кто делает ставку на физикальный анализ, обречены на игнорирование жизненной силы на практике, хотя рассуждая теоретически они могут признавать ее значение. В результате этот подход выражается в тенденции находить вероятную причину болезни в так называемых структурных изменениях ткани и измененных продуктах обмена веществ, которое должно предшествовать заболеванию. Далее, при таком подходе изменение функций и тканей каждого органа или системы органов принимается за отдельную болезнь, с легкостью соглашаясь с идеей возможного существования многих независимых болезней и умножая число таких одновременно протекающих болезней до бесконечности.

Стоя на таких позициях, нелегко постичь связи и взаимозависимость на первый взгляд никак не связанных между собой групп симптомов, например, связь между эрозией шейки матки и хроническим конъюнктивитом, которые при подобном подходе, скорее всего, будут расценены как два независимых заболевания, для лечения которых будет назначено два различных курса. На самом же деле эти две группы симптомов настолько тесно связаны, что лучше всего их лечить одним-единственным  лекарством.

            …. Ганеман был совершенно прав, когда предостерегал своих учеников против того, чтобы они основывали свою медицинскую практику на патологии, так как эта наука изучает только изменения на уровне ткани. Однако заболевание начинается с динамических изменений, которые выходят за пределы возможностей физикального исследования».

Copyright © 2013. Created by Meks. Powered by WordPress.

UA-47949355-5 24941168 24941168
Сайт размещается на хостинге Спринтхост
Яндекс.Метрика